Мысль, подкрепленная верой.
Вера, подкрепленная мыслью.

Вряд ли кто-то откажется сегодня признать Иисуса Христа одним из великих, а может и величайшим человеком в истории. Но называть Его Богом, может быть это слишком? (Стас, Харьков)

 

Главная :: Вряд ли кто-то откажется сегодня признать Иисуса Христа одним из великих, а может и величайшим человеком в истории. Но называть Его Богом, может быть это слишком? (Стас, Харьков)

Вряд ли кто-то откажется сегодня признать Иисуса Христа одним из великих, а может и величайшим человеком в истории. Но называть Его Богом, может быть это слишком? (Стас, Харьков)

Иисус Христос: кто Он?

"...а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор 15:14).

Доктрина ортодоксального христианства заключается в том, что Иисус из Назарета был Богом, воплотившемся в Человеке. Это доктрина – важнейшая и неотъемлемая часть веры первых христиан. Если она верна, тогда верно и то, что христианство – уникальная и единственно истинная религия среди всех прочих. Если же эта доктрина неверна, то христианство ничем принципиально не отличается тот других религий.

Есть ли у нас достоверные сведения для получения различных свидетельств (исторических, философских, научных и психологических) о жизни, учении, смерти и воскресении Иисуса?

Во-первых, вера в Иисуса основывается на первичных исторических источниках, которые мы называем Евангелиями, поэтому уместно начать с обсуждения достоверности и согласованности этих документов.

Все исторические документы проходят проверку по трем основным критериям: 1) библиографический текст, 2) внутренние свидетельства, 3) внешние свидетельства. Новозаветный текст Библии прошёл через такое исследование и доказал свою подлинность как точный источник исторических событий, о которых повествует. Библиографический анализ Нового Завета установил подлинность и единство книг. С точки зрения рукописных свидетельств Новый Завет по своей достоверности значительно превосходит любые другие памятники древности [1].

Критики часто возражают, что материалы Евангелий, в особенности относящиеся к воскресению, не вызывают доверия из-за того, что различные повествования расходятся друг с другом (например, порядок событий в евангелиях выглядит совершенно разным). Однако, более глубокий анализ повествований о воскресении, выявляет их скрытую гармонию. Действительно, он раскрывает такого рода единство в различиях, которого и следует ожидать от независимых и правдивых свидетелей, не сговаривавшихся заранее. Таким образом, утверждение о том, что евангелия противоречат одно другому, оказывается несостоятельным по целому ряду причин [2].

Во-вторых, существуют достоверные свидетельства об Иисусе вне Евангелий. Прежде всего, это сообщения Иосифа Флавия, признанные еще ранними церковными апологетами в качестве важнейшего исторического источника. То, что Иосиф был современником евангелистов, еврейским писателем, выросшим в Палестине, на месте описываемых событий, делает его поистине уникальным свидетелем, с которым не может сравниться ни один греческий или римский автор. Поэтому чрезвычайную ценность представляют не только те краткие фрагменты, где Иосиф говорит непосредственно об Иисусе, Иоанне Крестителе, Понтии Пилате и других евангельских героях, но и общий контекст этих сообщений, где описывается история Иудеи, когда в ней жил и действовал основатель христианства [3].

Корнелий Тацит – римский историк, описывая правление Нерона, пишет о смерти Христа и христианах Рима. Лукиан из Самосаты, с презрением относившийся к Христу и христианам писал, что Он : «…был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ…». Светоний – еще один римский историк пишет: «Нерон подверг наказанию христиан, людей, поддавшихся новому вредному суеверию». Плиний Младший – правитель Вифинии в Малой Азии, писал императору Трояну, спрашивая, как ему обращаться с христианами. Тертуллиан – юрист и богослов из Карфагена, защищавший христианство перед римскими властями в Африке упоминает спор между Тиберием и Понтием Пилатом [3, 4].

В качестве археологических доказательств можно упомянуть монеты, чеканенные в Иудее в наместничество Понтия Пилата, обломок мраморной плиты с его посвятительной надписью, погребальная урна с именем Каиафы и прочие археологические находки — все это ценнейший материал времени жизни Иисуса Христа. Надписи, сохранившиеся на этих памятниках, подчас дают не меньше сведений, чем иные пространные тексты.

Иисус не только проповедовал, но и действовал в соответствии с тем, что говорил. Он не принадлежал к числу религиозных или политических лидеров, заинтересованных в сохранении существующего положения вещей. Он был способен смотреть вперед, предвидя лучший порядок - Царство Божье, а потому критиковал современный Ему порядок во имя этого грядущего Царства. Его слова несли надежду даже самым несчастным и отчаявшимся, с которыми Он охотно отождествлял Себя.

Поверить в Христа - это не значит прыгнуть в темноту, зажмурив глаза. Эта вера основана на достоверных исторических фактах. Исторические свидетельства воскресения Иисуса, если не подходить к ним предвзято, очень надежны и производят глубокое впечатление. Конечно, знание, полученное в результате исторических исследований, может быть только вероятным, как, впрочем, и любое знание, основанное на опыте. Оно не может обладать абсолютной достоверностью, как, например, знание математическое. Но это знание помогает жить, мыслить и действовать, и оно является твердым основанием нашей веры.

Если кто и проповедуют теорию о том, что Христос был мифом, то уж точно не историки!

Со своей обычной прямотой и проницательностью К.С.Льюис ставит вопрос так:

"Я хотел бы предотвратить поистине глупое замечание, которое часто приходится слышать: "Готов признать, что Иисус - великий учитель нравственности, но никогда не приму Его притязаний на то, что Он - Бог". Это единственное, чего мы не имеем права сказать. Простой смертный, который утверждал бы то же самое, что Иисус, не может быть великим учителем нравственности; он либо сумасшедший вроде тех, кто считает себя яйцом всмятку, либо сам дьявол. Других вариантов нет: либо это Сын Божий, либо сумасшедший или кто-то еще хуже. Вы должны сделать выбор: можете отвернуться от Него как от ненормального и не обращать на Него внимания, можете плевать на Него и убить Его, как одержимого бесом; или же вы должны пасть к Его ногам и признать Его Господом и Богом. Но, пожалуйста, не повторяйте снисходительную бессмыслицу, что Он для вас - просто великий учитель. Он не оставил нам возможности думать так". [К. С. Льюис, Просто христианство].

В-четвертых, исполнение ветхозаветных пророчеств. Ветхозаветные предсказания о Христе прозвучали за сотни лет до Его прихода. Даже самые либеральные критики Ветхого Завета признают, что пророческие книги были записаны примерно за четыреста лет до Христа. И когда десятки этих пророчеств исполняются в жизни одного Человека, объяснить это можно только чудом [4, 5].

В-пятых, телесное воскресение Христа служит венчающим доказательством того факта, что Иисус был тем, Кем провозглашал Себя, - Богом, явившемся в человеческой плоти. Действительно, воскресение Христа во плоти имеет такое значение для христианской веры, что, согласно Новому Завету, без исповедания его нельзя спастись (Рим. 10:9; 1 Кор. 15:1-7).

Джош Макдауэлл делает очень верное замечание о достоверности свидетельств Воскресения Иисуса Христа:

«Я верю свидетельствам апостолов, потому что из этих двенадцати одиннадцать погибли мученической смертью, ибо верили в Воскресение Христа и в то, что Он – Сын Божий. Их пытали, избивали кнутами; наконец, их подвергали самым ужасным казням, известным в те времена…На это обычно собеседники мне хором возражают: «Ну и что! Знаете, сколько людей погибло за ложные убеждения!» Да, люди гибли за ложные убеждения, но они-то считали, что их убеждения истинны! И если Воскресения не было, если весть о нем была ложью, то ученики не могли не знать об этом. Не могли они так обманываться! Выходит, что одиннадцать человек не просто умерли за ложные убеждения, но и знали, что умирают за ложные убеждения!» [4].

Те, кто идет против факта Воскресения, уподобляются лодке, пытающейся выгрести против полноводного могучего потока свидетельств. Факты таковы, что Иисус из Назарета действительно существовал, умер и воскрес из мертвых!

Литература

Фредерик Брюс Документы Нового Завета: достоверны ли они? / http://apologet.ru/catalog/books/3879

Ли Стробел Христос под следствием / http://apolstore.com/product/hristos-pod-sledstviem-614/

Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории / http://www.scienceandapologetics.org/pdf/jesus_in_documents.pdf

Джош МакДауэлл Неоспоримые свидетельства / http://apologet.ru/catalog/books/3883

Гайслер Норман, Боккино Питер Непоколебимые основания / http://apolstore.com/product/nepokolebimye-osnovaniya-594/


Все вопросы

 
Nota Bene!

Спецпроекты