Мысль, подкрепленная верой.
Вера, подкрепленная мыслью.

"Пути сближения христианской апологетики и науки – во имя эффективного благовествования", Валентин Велчев

 

Главная :: "Пути сближения христианской апологетики и науки – во имя эффективного благовествования", Валентин Велчев

"Пути сближения христианской апологетики и науки – во имя эффективного благовествования", Валентин Велчев

Как вам хорошо известно, мы называем апологетикой (от гр. ἀπολογία, апология – “защита“) богословскую дисциплину, посвященную защите христианской религии посредством научных, логических аргументов. В рамках апологетики формулируются фундаментальные положения христианского богословия, систематически излагаются доказательства истинности христианской веры, аргументированно опровергается  критика, исходящая из иных философских систем. Цель апологетики – обобщить знания всех наук, обосновать разумную защиту христианской веры прежде всего аргументами, взятыми не из Библии.

Апологетика как наука, основанная на других науках

Из этого определения следуют два заключения: 1) апологетика – это наука и 2) она корректно пользуется знаниями, взятыми из научной картины мира ради защиты библейских истин. Мы, христиане, должны, однако, убедить общественность в достоверности этих утверждений. Сравнительно легко можно было бы показать, что апологетика отвечает важнейшим критериям, в соответствии с которыми та или иная деятельность может считаться наукой:

– она имеет познавательный характер, т.е. производит информацию;

– имеет собственный объект и предмет исследования;

– осуществляет определенные социальные функции;

– обладает собственной социальной организацией (кругом специалистов, научными институтами, теми или иными форумами и т. д.);

– располагает собственной специфической терминологией, категориальным и понятийным аппаратом;

– налицо специализированная литература, в рамках которой публикуются методы и результаты исследовательской деятельности и т.д.

Гораздо труднее, однако, убедить людей, воспитывавшихся десятилетиями в атеизме и материализме, в том, что природные науки свидетельствуют в пользу сотворения мира разумным Создателем, что археология подтверждает достоверность библейских историй, что налицо строго юридическое доказательство воскресения Христова и т.д.

 Необходимость сочетания проповеди и апологии. Подходы при благовествовании

 Господь Иисус Христос повелел нам: “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Марк 16: 15, 16). Без этой проповеди Его дело лишается смысла, поскольку людям неоткуда узнать о своем искуплении на кресте и обратить свою жизнь к спасительной христианской вере, ведущей их в царствие Небесное.

Проповедуя народам, которые верили в идолов, ап. Павел естественно должен был приступить к апологетическому  рассуждению. Проповедь невозможно отделить от защиты, как отмечает Ф. Ф. Брюс: “Апостольская проповедь должна была включать апологетический элемент, необходимый для того, чтобы преодолеть соблазн креста; керигма... должна была быть в известной степени и апологией. А апология не была вымышлена апостолами; все они уже “приняли” ее – приняли от Господа”.

Джош Макдауэлл в одном месте говорит следующее: “Некоторые утверждают, что лучшее нападение – это хорошая защита. Я, однако, уверяю вас, что лучшая защита – это хорошее нападение”. Если назвать первый способ, т.е. “лучшее нападение – это хорошая защита”, оборонительным, а второй – “лучшая защита – это хорошее нападение” – наступательным, то, по нашему мнению, оба подхода имеют свое место в апологетике. Когда ап. Петр заявляет: “Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением” (І Петр. 3: 15), то из контекста послания становится ясно, что он говорит это христианам, на которых не возложена апостольская миссия. Их жизнь отражает их веру во Христа и они прославляют Бога делами своими, как видно из последующих слов: “Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые” (І Петр. 3: 16, 17).

Но в действиях апостола Павла очень ясно выражен иной,  наступательный подход к благовествованию. Павел был отлично подготовлен не только для богословских обсуждений с раввинами, но и для научных споров с греческими философами. У Гамалиила в Иерусалиме он изучал не только иудейскую религию, но, как полагают, и критические курсы, связанные с языческими культурами, философиями и религиями (как показывают свидетельства Талмуда). В его родном городе Тарсе Киликийском существовали выдающиеся школы риторики, в которых  обсуждались разнообразные мировоззренческие системы  древности под руководством таких великих преподавателей как Зенон, Антипатр, Гераклид и др. После своего обращения ко Христу, Павел возвратился в Тарс и оставался там около восьми лет; вероятно в это время его любознательный дух ознакомился подробнее с их учениями, чтобы впоследствии употребить эти  знания во время диспута с эпикурейскими и стоическими философами в Афинах (а также и в ряде других мест).

Вскоре после этого ап. Павел отправился в главные города Римской империи, где  дерзновенно проповедовал благовестие сперва в иудейских синагогах, а потом и язычникам. Назначенные им в новообразованных церквах епископы и презвитеры продолжили его дело, распространяя христианскую веру во всей окрестности (Деян. 13:14-52; 14:1-7; 16:13-15; 17:1-17; 18:4-21; 19:8-10).

 Христианская вера основана на доказательствах

 Бенджамин Уорфильд, великий богослов и апологет из Принстонского университета, заявляет: ”Мы не разделяем нелепого убеждения в том, что апологетике по силам превратить кого-либо в христианина или же обратить мир ко Христу. Только Дух Жизни может вдохнуть жизнь в мертвую душу... Мы, однако, утверждаем, что во всех своих проявлениях вера является убеждением и потому должна основываться на доказательствах”.

Еще в начале мы упомянули о том, что современная наука должна служить целям христианской апологии. Вот почему важнейшая задача апологетики – искать, исследовать и систематизировать научные достижения для того, чтобы использовать их в качестве аргументации в пользу христианского учения. Из-за лавинообразного нарастания информации в последние несколько столетий сегодня никакой богослов или ученый не в состоянии обладать энциклопедическими знаниями. Поэтому в любой области апологетики приходится работать вместе с командой специалистов (в которую следует включать даже ученых-материалистов, в качестве необходимого корректива), дабы достичь максимальной строгости и точности в наших аргументах и доказательствах.

 Разделы христианской апологетики

 Профессор атомной физики В. С. Ольховский подразделяет апологетику на несколько основных частей:

 А) Естественно-научная апологетика, которая устраняет мнимое противоречие между христианским Откровением и естественно-научным познанием.

Мы должны пригласить кое-кого из виднейших специалистов в области природных наук – физиков, химиков, астрономов, биологов и др. – и с их помощью выставить напоказ всю  совокупность недостатков эволюционной теории, представить строго научную модель Сотворения и предложить ее эмпирическую проверку как в космологии, так и в биологии. В космологии я уже предложил проект такой модели, но его следует разработать до самых мелких деталей и сделать точные прогнозы о следствиях, проистекающих из него. Таким же образом и в биологии можно было бы продемонстрировать экспериментально несостоятельность основных гипотез о возникновении жизни, посредством генной инженерии проверить, возможны ли  постепенные эволюционные переходы даже у самых низших прокариотных организмов и т.д. Эмпирическая проверка определенно является наилучшим способом поставить точку в спорах креационистов и эволюционистов, которые продолжаются без всякого успеха уже более ста пятидесяти лет.

(Для целей христианства можно было бы использовать научные труды большей части тех более чем тысячи ученых, которые подписали декларацию “Анти-Дарвин“ (а почему бы и не  привлечь их на нашу сторону). Их свидетельство особенно ценно для атеистического сообщества, поскольку они отказались от своих убеждений не потому, что стали христианами, а только из-за своих собственных исследований, которые дискредитировали в их глазах эволюционную теорию.)

 Б) Историческая апологетика, рассматривающая развитие и надежность библейского Откровения.

Она занимается вопросами следующего рода: когда возникли те или иные книги Библии, кем были их авторы, подлинен ли их современный текст, т.е. повторяет ли он точно древние писания. На помощь этому разделу приходят и сохранившиеся из прошлого  других народов документальные источники, археологические находки, артефакты и пр., которые подтверждают достоверность  событий истории Израиля, жизни Христа и деяний апостолов. Блестящий пример оригинальной исторической апологетики – книга “Факт воскресения” американского профессора Джоша Макдауэлла. На основании свидетельств очевидцев, угроз и сопротивления иудеев, действий римских властей и стражей, он приходит к заключению, что Христос действительно воскрес. Его аргументация выстроена по всем правилам юридической и исторической наук, вследствие чего такими доказательствами не могут пренебречь даже самые большие скептики.

 В) Философско-богословская апологетика, рассматривающая проблемы, связанные с взаимоотношениями веры и знания.

Из ответа на вопрос об отношении, существующем между верой и разумным познанием, зависит то, как мы определим  истину, ее сущность и достижимость. Если мы решим, что мир непознаваем, то мы дойдем до релятивистской позиции постмодернизма: любая идейная система (философия, религия, политическая идеология и пр.) правдива по-своему и в большинстве случаев принимается людьми на веру. То есть нет абсолютной истины, а лишь бесчисленное множество относительных и субъективных истин, и какую из них выбрать зависит прежде всего от наших установок, убеждений и вкусов. При обратном ответе, а именно, что все в мире доступно для разумного наблюдения, исследования и доказательства, не учитывается тот факт, что главные положения многих теорий основываются единственно на вере. Более того, в квантовой механике, например, есть ряд феноменов, которые находятся вне охвата нашей измерительной аппаратуры, и об их существовании мы судим только косвенно. Даже воинствующие атеисты принимают на веру наличие огромного количества миров для того, чтобы объяснить тончайшую настройку Вселенной, а также самозарождение жизни в первичном океане, несмотря на теоретическую и практическую невозможность подобного события и т.д.

Лично я считаю, что так называемая “теория отражения”, которая была на “вооружении” в бывшем социалистическом лагере, ведет к очень большому реализму и объективизму в научном познании. Ее принятие с нашей стороны облегчит нам диалог с учеными-атеистами из этих стран, тем более, что она не имеет никакой идеологической направленности, а является только чудесным инструментом для разграничения истины от заблуждения и ошибки.

(Проф. Джош Макдауэлл в своей книге “Доказательства, требующие приговора” разрабатывает довольно похожую теорию познания и на ее основе подвергает сокрушительной критике постмодернизм, скептицизм, агностицизм, мистицизм и др.)

 Г) Мировоззренческо-религиозная апологетика, которая разрушает крепости ложных философий и религий.

В этом направлении можно очертить несколько критериев достоверности, по которым христианство превосходит другие идейные системы:

1. Материальная действительность

Несмотря на то, что религии часто предлагают близкие морально-этические нормы, иногда даже и весьма сходные пути к спасению, они все же отличаются в своих представлениях о возникновении и развитии мира. Последнее дает нам возможность подвергнуть проверке их научную достоверность, а тем самым и судить, в свою очередь, и о том, насколько истинны или ложны их духовные учения. Например, некоторые из индийских религиозно-философских систем – Ньяя, Вайшешика, Йога и Веданта (в интерпретации Рамануджи) – дуалистичны. Они признают две начала – духовное (Бог и души) и материальное (атомы, вместе с пространством и временем) – вечно существующими. Но если научные эксперименты подтвердят, что протоны действительно  распадаются за срок из около 1035 (десяти в тридцать пятой степени) лет, то из этого будет следовать, что по истечении этого периода строительные частицы материи “изнашиваются” и не в состоянии служить для дальнейшего создания новых миров.

(Я рассмотрел этот вопрос подробнее в статье, которая, как я надеюсь, будет скоро переведена на русский язык.)

2. Историческая достоверность

Огромная часть мировых религий на самом деле сотканы из мифов, легенд и аллегорий. Индуист заявит вам, что для него не имеет значения, подлинны или вымышлены рассказы о земной жизни Кришны, а важно только то, какие нравственные и духовные уроки можно извлечь из них. Для христианства, однако, исторические факты, изложенные в Священном Писании, обладают исключительной важностью, – в событиях истории Израиля и судьбе окружающих народов был заложен промысел Божий об искуплении человечества. Именно поэтому ап. Павел направляет наше внимание к кульминации мировой истории – смерти и воскресению Спасителя: “Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших” (1 Кор. 15: 15, 17). Как подчеркивает один из величайших христианских историков  нашего времени Герберт Баттерфильд: “Было бы опасной ошибкой считать, что особенности исторической религии  сохранятся, если Христос богословов будет оторван от Иисуса  истории”.

3. Исполнение пророчеств

В других религиях либо отсутствуют пророчества, либо, если таковые есть, они слишком туманны и двусмысленны, из-за чего невозможно утверждать с уверенностью, что хоть какое-то из них вообще сбылось. В отличие от них в Библии около шести тысяч  четырехсот стихов, содержащих пророческие проникновения в будущее, из которых более трехсот исполнились во время земной жизни нашего Господа. При этом, по словам Герстнера, “библейские пророки предсказывали в точных исторических деталях будущие события”.

Согласно П. С. Лапласу, если измерить достаточно точно параметры какой-либо системы и знать характер ее динамики, то можно совершенно точно определить все ее будущие состояния. Современные научные идеи – стохастика, квантовая механика, теория хаоса и пр., – не допускают, однако, такого радикального детерминизма. Согласно стохастике, нельзя указать конкретный исход событий вероятностного характера. Вычисления показывают, какова вероятность того, что случится то или иное событие, но не могут уточнить, когда оно случится и случится ли вообще. В квантовой механике в силе принцип неопределенности Гейзенберга, согласно которому невозможно определить одновременно координаты и импульс частиц, а таким образом и траекторию их движения. Согласно теории хаоса некоторые системы (напр. атмосфера) показывают исключительную чувствительность к начальным условиям, что на практике делает их непредсказуемыми в более значительном временном охвате (метеорологические прогнозы правдивы не более чем на три дня вперед). Если прибавить и то, что люди обладают свободной волей, которая не позволяет предвидеть то, как они будут реагировать в разных ситуациях, становится ясно, что точное прогнозирование событий абсолютно невозможно. М`Ильвейн определяет библейские пророчества как “известия о будущих событиях, которые никакая человеческая мудрость или предвидение не могли бы сделать, ибо они зависят от знания бесчисленных случайностей в человеческих делах и могут быть сделаны единственно всеведущим Богом; так что по самому своему естеству пророчество должно быть Божественным откровением”.

 Заключение: возможная стратегия для еще более эффективного благовествования

 Россия и Украина обладают огромными ресурсами для развития масштабной современной апологетики и распространения благовестия: на пользу церквей трудится целая армия богословов и ученых-христиан с высокими академическими степенями, в школах изучаются “Основы православной культуры”, в распоряжении христиан большое количество христианских телевизионных и радиопередач, сайтов, журналов, газет и т.д. Если добавить сюда и чрезвычайно развитую светскую науку, включающую огромную сеть институтов и лабораторий, оборудованных самой современной техникой, ведущими экспертами во всех отраслях знания и пр., становится ясно, что эти  два государства спокойно могут занять место одного из крупнейших мировых центров христианской апологетики. Этот вывод подкрепляется и тем фактом, что ваши правительства и общественность в целом весьма благорасположены к христианству, в то время как в США, Европе и Австралии существуют сильно негативные тенденции в этом отношении.

Полагаю, что вы уже давно наметили долгосрочную стратегию развития тех или иных видов библейской апологетики, и поэтому буду максимально краток. С риском повторить некоторые из инициатив, которые вы уже планировали, я предложу только следующее:

1) Перевести лучшие книги и фильмы мировой апологетической сокровищницы с тем, чтобы они вошли в библиотеки всех протестантских и православных церквей, а также в школьные библиотеки, поскольку они не индоктринируют учеников какой-либо догматикой, а только знакомят их с основаниями христианской веры.

2) Не только разработать строго научную модель Сотворения, но и предложить ее всему академическому сообществу для обсуждения. Достичь согласия с учеными-атеистами по вопросу о следствиях эволюционной и креационной моделей в космологии и биологии, а также провести совместную эмпирическую проверку, которая покажет, какая из них достоверна.

(Паралельно можно было бы заснять краткие научно-популярные фильмы, подобно фильмам Discovery Channel, в рамках которых  познакомить возможно наибольшее число зрителей с дебатами, экспериментами и наблюдениями, проводимыми с участием ученых из обоих лагерей.)

3) Там, где это возможно, вывести эмпирические следствия из мировых философских и религиозных систем и подвергнуть их научной верификации. Показать преимущества христианства как религии, соответствующей объективной действительности, обладающей исторической достоверностью и доказанно осуществившимися пророчествами, которые подтверждают боговдохновенность Библии.

Христианское богословие определяет путь спасения как синэргичное (совместное) действие Божьей благодати и человеческой свободной воли. Св. Дух призвал Павла и Варнаву к служению, вдохновив их начертить и следовать мудрой стратегии  благовествования среди язычников. В результате самоотверженной миссии апостолов только за 20-30 лет большое число христианских церквей возникло, подобно грибам после дождя, на  огромной территории почти всей восточной части Римской империи. Если мы последуем их примеру, можно надеяться на то, что и мы добьемся подобных результатов в нашей христианской работе ради спасения народов.

Благодать нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа да будет со всеми вами! Аминь!

  БИБЛИОГРАФИЯ

 Бансен, Г. „Винати готови – въведение в презумптивната апологетика”, изд. „Нов човек”, София, 2008.

Библейска академия, „АПОЛОГЕТИКА”, изд. „Нов човек”, София, 1995.

Гешанов, Хр. „Християнска апологетика”,  изд. „Бъдеще и надежда”, София, 2010.

Макдауъл, Д., „Доказателства, които изискват присъда”, изд. „Нов човек”, София, 2004.

Макдауел, Дж. „Фактът на възкресението” изд. „Нов човек”, София, 2001.

Ольховский, В.С. „Об АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ ХРИСТИАНСКОЙ АПОЛОГЕТИКИ В УКРАИНЕ И БЛИЖНЕМ (и не только ближнем) ЗАРУБЕЖЬЕ”




Все статьи

 
Nota Bene!

Спецпроекты