Мысль, подкрепленная верой.
Вера, подкрепленная мыслью.

Что такое сомнения?

 

Главная :: Что такое сомнения?

Что такое сомнения?

Что такое сомнения?

В самом сердце христианской веры – уверенность, несомненность, убежденность. Христиане верят в реальность Бога, в божественность Христа, в истинность Библии.

Однако на пути к вере человек часто сталкивается с сомнениями. У верующих бывают сомнения; у неверующих тоже. Клайв Льюис писал: «Теперь, когда я стал христианином, у меня бывает такое состояние, когда христианская истина представляется мне маловероятной; а в бытность мою атеистом на меня порой находило настроение, когда она казалась мне очень вероятной. Такого мятежа чувств и настроений против вашего истинного «я» вам не избежать. Вот почему вера так необходима. Пока вы не научитесь управлять настроениями, по вы не укажете им место, вы не можете оставаться ни убежденным христианином, ни убежденным атеистом» (Клайв Льюис. Просто Христианство).

Один расстроенный отец высказал парадокс веры и неверия, который испытывают люди во все времена. "Верую, Господи! Помоги моему неверию!" (Евангелие от Марка 9:23-24). Этот человек не говорил, что отвергает Бога. Он признал, что его терзают сомнения.

В вещах маловажных сомнения особой опасности не представляют. Но в вопросах более серьезных все иначе. Одно дело, если я сомневаюсь в верности прогноза погоды. И совсем другое – если я испытываю нерешительность и сомнения, не зная, отважиться ли на серьезную операцию, от которой зависит моя жизнь.

К честным вопросам о христианской вере и к искренним сомнениям в ней нельзя относиться легкомысленно или слишком сурово. Нельзя прививать людям чувство вины из-за того, что они хотят познать истину. Честные сомнения – это не грех. Если критиковать или презирать сомневающихся, проблемы только усугубляться.

Необходимо помогать прийти к вере во Христа и тем, кто к церкви не принадлежит. А своим членам церкви помогать укрепиться в вере.

Иуда, обращаясь к христианам, пишет: «будьте милостивы к тем, кто сомневается» (Иуд.22, перевод Международного библейского общества).

Сам Иисус не отвергал сомневающихся. Тем, у кого возникали честные вопросы и искренние сомнения, Он давал веские и обоснованные причины для веры в Него.

Живая и действенная вера покоиться на истине. Мы не можем полностью посвятить свою жизнь тому, что считаем ложью. Поэтому нужно честно видеть свои собственные вопросы и искать ответы на них.

Осознав суть какого-то утверждения (услышанного или прочитанного) мы решаем: принять его как истинное или отвергнуть. Возникшие попутно вопросы и сомнения уточняют или опровергают то или иное утверждение, помогают выявить в нем слабые стороны или те подходы, которых мы не замечали. Вопросы для получения дальнейшей информации помогают перейти от наивного восприятия к твердой вере.

Подлинное сомнение ищет информацию, стремиться к знанию и пониманию. Оно помогает укрепиться в вере и укорениться в истине. Неверие же отказывается верить, даже когда есть веские доказательства.

Чтобы правильно ответить на возникающие у человека сомнения, следует определить, к какому виду они относятся. Рассмотрим четыре вида сомнений: фактические, философские, эмоциональные и волевые.

Фактические сомнения вызываются незнанием и ложной информацией. Зачастую они возникают из-за того, что мы сталкиваемся с авторитетными высказываниям в вопросах, не входящих в область нашей компетенции. Например: «Образованные люди не верят в безошибочность Библии» (опровержение этого высказывания содержится в книге Неоспоримые свидетельства», Джош Мак-Дауэлл). Подобные высказывания могут посеять сомнения в тех, кому неизвестны соответствующие факты.

Тем, кто столкнулся с фактическими сомнениями, следует заняться серьезным, тщательным изучением рациональных и исторических доказательств истинности христианства.

Философские сомнения вызваны ошибочными допущениями и рассуждениями. Ошибочные допущения приводят к искаженному представлению о Боге. Люди, чье представление о Боге искажено, не могут доверять Ему. Они обвиняют Его в тех словах или делах, которые приписывают Ему их ложные представления.

Например, ученый заявляет, что не может принять Воскресение Христа потому что материалистическое мировоззрение не допускает возможности чудес. Разум такого ученого закрыт для возможности Воскресения – не из-за фактов, а из-за того, что он стоит на позиции материализма (отрицание возможности чудес). Чтобы убедить такого человека не достаточно просто фактов и доказательств, необходимо показать ошибочность такой ложной философии и вызванного ею мировоззренческого заблуждения.

Иногда сомнения возникают из-за того, что люди не видят разницы между фактами и их интерпретацией. На табличке выставочного экспоната написано, что окаменелости динозавра 65 миллионов лет. Окаменелость представляет собой вещественное доказательство того, что когда-то на Земле жили динозавры. Но утверждение о том, что динозавру 65 миллионов лет – интерпретация, основанная на множестве допущений. Возможны и другие толкования этих данных (Р.Юнкер, З.Шерер, История происхождения и развития жизни, изд-во «Кайрос», С.-Пб.,1997.)

Эмоциональные сомнения возникают под действием чувств. Эти сомнения приходят тогда, когда мы подавлены и страдаем от одиночества. Эмоциональные сомнения часто появляются в результате личных обид, тревоги, депрессии и других неудач. Те, кто испытывают эмоциональные сомнения, судят о происходящем на основе своих чувств.

Религиовед Гари Хабермас, анализируя эмоциональные сомнения, пишет:

«То, о чем мы думаем, и то, как мы думаем, в целом влияет и на наши чувства, и на наше поведение. В результате оказывается, что самое сильное воздействие на наши эмоциональные и волевые побуждения оказывают не сами болезненные происшествия, а то, что мы думаем или говорим себе о них…То, что говорим мы себе о них, - самый важный фактор в нашей эмоциональной жизни…Поэтому изучение доказательств, которыми подкрепляется истина христианства, хотя и полезно, обычно не решает проблем и не избавляет от страданий или эмоциональных сомнений…Чтобы разобраться с эмоциональными проблемами, нужно обратить внимание на то, то мы говорим самим себе».

У Клайва Льюиса в «Письмах Баламута» опытный искуситель советует своему племяннику делать так, чтобы люди сосредоточивались не на Самом Боге, а на своих мыслях о Нем (К. Льюис. Письма Баламута). Когда мы сосредоточены на собственных чувствах, мыслях, неуверенности, Бог, кажется далеким и нереальным.

Эмоциональное сомнение требует здравого осмысления его настоящей причины. Общение с людьми, проявляющими непритворную любовь, создает для сомневающихся окружение, в котором он начинает видеть не только эмоциональные проблемы, но и кроющиеся за ними фундаментальные вопросы истины. Наши субъективные чувства и впечатления оказываются ненадежными. Вера должна основываться на объективной верности Божьей, явленной в истории человечества.

Волевые сомнения возникают произвольно – из стремления человека быть независимым от Бога. Некоторые неверующие признают, что никакие доказательства не заставят их поверить в Бога.

Человек, желающий полной самодостаточности и независимости, будет сомневаться в Боге. Кто-то, возможно, признает истину христианства, но добавит: «Это не для меня». Такие сомнения возникают в результате субъективного представления об истине, их подлинная природа: личные предпочтения.

Сомнения такого рода – проблема скорее нравственная, чем интеллектуальная. Павел указывал на то, что вера в лжеучения имеет этическую подоплеку. Он писал, что есть люди «не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фессалоникийцам 2:12). Не признав Бога явленного в материальном мире, они сознательно отвергли Его, потому что избрали эгоистичный образ жизни.

Покаяние – единственная правильная реакция человека, сомневающегося по причине сознательного неверия и непослушания. Если сомневающийся отказывается подчиниться Богу, значит, он перешел от сомнений к неверию и у него уже нет никакой надежды.

Рациональные и исторические доказательства истинности христианства полезны тем, кто испытывает фактические и философские сомнения. Но тем, чьи сомнения – эмоциональные и волевые, доказательства не помогут, хотя они и обладают определенной ценностью. Таким людям нужна духовная поддержка.

В основе сомнений – неуверенность. Нужно преодолеть сомнения и приходить к твердой, непоколебимой вере.

 По материалам книги «Утверждение и обоснование Христианской веры» Г.Линн Гарднер.


Все вопросы

 
Nota Bene!

Спецпроекты