Марина ФЕДОРОВА, корреспондент Курской городской
общественно- политической газеты
«Городские известия» беседует с профессором Владиславом Ольховским.
В конце прошлой недели в
Курске состоялась научно-практическая конференция «Человек и общество XXI века.
Идеи и идеалы», организованная Научным библейским центром «Аполегет» и Курским
институтом менеджмента, экономики, бизнеса. Один из ее участников и мой
сегодняшний собеседник – доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией временного анализа
ядерных процессов Института ядерных исследований АН Украины,профессор
Владислав ОЛЬХОВСКИЙ.
Владислав Сергеевич ведет
исследование в различных областях: это теоретическая и математическая физика,
теоретическая ядерная физика, квантовая механика и квантовая электродинамика,
квантовая физика живого, а также научная апологетика христианства. Он
опубликовал свыше двухсот научных работ и около трех десятков – научно-апологетических.
Вот лишь некоторые из основных результатов исследований Ольховского: в
квантовой физике он обосновал, что время является квантово-физической
наблюдаемой величиной канонически сопряженной энергии. Разработал
самосогласованное определение длительности квантовых столкновений и ядерных
реакций, а также времен туннелирования частиц и фотонов через потенциальные
барьеры (получивший с 1994 года название Olkhovsky – Recami Appreach). В
математической физике доказал ряд теорем по математической теории квантовых
столкновений. Расширил содержание теоремы Крылова-Фока для распада
метастабильных систем. В научной апологетике христианства и в христианской
философии провел новый анализ соотношения научного знания и христианской веры,
провел сравнительный анализ современных научных данных и библейских
исследований по возрасту Вселенной, звезд и Земли. Владислав Ольховский – член
Американского Математического Общества (1978), Украинского физического общества
(1991), член-корреспондент Accademia Peloritana dei Pericolabti (Мессина,
Италия, 1992), Accademia Gioenia delle Scienзe Naturali (Катанья, Италия,
1992), член New-York Acfdemy of Sciences (1995), Христианского
Научно-Апологетического общества СНГ (Симферополь, 2001).
Вот личное практическое кредо
Владислава Сергеевича: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся
(Мф.5:6). И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:32)».
Далее – беседа нашего
корреспондента с ученым.
-Владислав Сергеевич, Вы уже были
в нашем городе?
-Это мой второй приезд в Курск.
-Вы приехали на конференцию по
приглашению Епископа церквей Евангельских Христиан-баптистов Курской области
Геннадия Алексеевича Лихих. Где вы познакомились?
-В Крыму, на международном
симпозиуме «Человек и христианское мировоззрение». Это мероприятие проводится
ежегодно, и мы встречаемся там почти каждый раз.
-Один из организаторов конференции
в Курске - Научный библейский центр «Апологет»… Когда началось Ваше
апологетическое служение и как развивается ваше сотрудничество?
-К апологетическому движению я
примкнул в 1995 году. А началась моя активная деятельность с доклада «Физика и
биология» во Флоренции, сделанного по просьбе пастора Флорентийской баптистской
церкви Марио Марулал. Там рассматривался вопрос о наличии в космосе разумного
замысла. С Научным библейским центром «Апологет» мы сотрудничаем два года.
-Владислав Сергеевич, физика –
лишь одна из граней вашей деятельности…
-Второе образование я получил в
Украинской библейской семинарии, а еще служу церкви музыкой…
-Так вы еще и музыкант! Какое у
вас образование? Какими инструментами владеете?
-Музыкальное образование –
среднее… Ну, общее фортепиано мы все изучали. А еще – скрипка-альт. Вообще, у
меня было два пути: либо поступать в консерваторию, либо стать физиком. Я
избрал второй.
-Какова тема вашего доклада на
нынешней конференции?
-Это пленарный доклад «Семь чудес
и тайн бытия как семь великих проблем и загадок науки. Их роль в
мировоззренческом выборе». Могу даже перечислить эти самые проблемы.
-Нашим читателям было бы очень
интересно о них узнать.
-Во-первых, это три проблемы
происхождения: Вселенной, живого из неживого и духовной жизни человека.
Во-вторых, это проблема необратимости времени и роста беспорядка (энтропии).
Кроме того – антропный принцип, который проявляется в законах природы (все, что
ранее происходило и происходит во Вселенной, направлено на возникновение и
развитие человеческого вида – М.Ф.). Следующая проблема – это происхождение
видов: разумный замысел или макроэволюция Дарвина? И, наконец, воскресение
Христа как исторический факт. Правда, по дороге сюда у меня «родилась» еще одна
проблема, восьмая. Это математика: человеческий разум рождает все новые ее
разделы, направления. Это все из области абстрактного мышления, но рано или
поздно все они находят применение в физике и космосе. Иначе говоря – любая
фантазия человека находит применение в природе.
-Владислав Сергеевич, это Ваш
пленарный доклад. А к какой области человеческой жизни относится секционный?
-Это доклад в секции «Философия.
Религия», называется он «О проблемах развития культуры мышления и выборе
мировоззрения». Касается он и некоторых юридических вопросов. Замысел его
родился, когда мы с одним юристом (Людмилой Емельяновой соискательницей степени
магистра права Киевского национального университета имени Тараса Шевченко –
М.Ф.) анализировали Конституцию Украины. Наша церковь отделена от государства –
ведь и в Библии сказано: «Богу – Божье, кесарю – кесарево». Мы считаем, что все
мировоззрения должны быть отделены от государства. Между тем, система
образования в Украине навязывает нам атеизм. Как бы то ни было, благая весть находит
путь к сердцу людей. Еще великий педагог Константин Ушинский ставил вопрос об
этом: молодежь должна иметь право выбора мировоззрения. А философия должна
давать критерии такого выбора.
-Каковы же критерии выбора
мировоззрения?
-Во-первых, - это отсутствие
внутренних противоречий между исходными постулатами. Во-вторых – полнота
объяснения того, что хотел бы объяснить. И, наконец, в-третьих – дает ли мне
лично мировоззрение смысл жизни в свете реальности, которую я воспринимаю. Наиболее
удовлетворяет в этом отношении христианское мировоззрение
- Ваше имя занесено в энциклопедию
«Кто есть кто в мире». А как относятся к Вашей апологетической деятельности в
других странах?
-За границей интересно относятся к
моей апологетической деятельности. Некоторые итальянцы проверяли по Интернету,
есть ли у меня международное имя, как будто это что-то решает. Интерес этот
поднялся, когда я выступал с такой богословской темой, как проблема зла…
-Владислав Сергеевич, как вы
относитесь к тем, кто нынче называет себя христианами, но не знает ни
принципов, ни элементарных понятий этой религии, путая и перевирая то, что
сейчас пытаются донести до нас религиозные просветители?
-Извращенные факты – реакция на
давний запрет. Обращение к Богу – дело внутреннее, интимное. Оно прежде всего
требует работы сердца, а многие воспринимают его как внешнее влияние. Но
рожденное от духа есть дух, рожденное от плоти есть плоть. По- настоящему
приобщаются к Богу единицы, но есть много «примазавшихся».
-Как вы считаете, нынешняя
ситуация в обществе – падение нравов, резкое несоответствие взглядов молодежи и
старшего поколения, криминализация – это закономерность, извечная проблема
отцов и детей или…
-Это было всегда – и в Римской
империи, и здесь и сейчас. Все это – результаты грехопадения человека – мы
живем в падшем мире. Даже церковь, как общественный
институт деградирует. Все эти падения неизбежны. Но, по Библии, грядет
единственное чудо, которое еще не совершилось – второе пришествие Христа. И
остается живая, «невидимая церковь», которая действительно близка к Богу и
ожидает Его пришествие. В целом общество деградирует. Но кто-то перейдет на
другой уровень, а кто-то погибнет… Мы сами выбираем свой путь.