"Эволюция: необходимость преодоления неопределенности в дискуссиях", Сергей Головин, Ph.D., D.Min.
Главная :: "Эволюция: необходимость преодоления неопределенности в дискуссиях", Сергей Головин, Ph.D., D.Min.
"Эволюция: необходимость преодоления неопределенности в дискуссиях", Сергей Головин, Ph.D., D.Min.
Типичным источником недоразумений в дискуссиях по теории
эволюции является систематически допускаемая логическая ошибка подмены понятия.
Одному и тому же термину «эволюция» одновременно приписываются принципиально
разные значения:
а) Происхождение
б) Естественный прогресс
в) Видообразование
- макроэволюция
(в1)
- микроэволюция (в2)
г) Теория Дарвина
д) Изменения во времени
Под (в2) понимается реально наблюдаемое видообразование в
рамках сингамеона*, под (в1) подразумевается гипотетическое прогрессивное видообразование,
не ограниченное сингамеоном.
[*Сингамеон: syngameon (genetics) – объединение генетически
связанных организмов, которые могут быть или не быть схожи морфологически и
могут относиться к различным родам.]
Под (д) понимаются вообще любые изменения во времени, как
связанные с (а), (б), (в) или (г), так и не связанные с ними вовсе. Например,
реально наблюдаемая эволюция звезд относится к (д), но не имеет отношения ни к
(а), ни к (б), ни к (в), ни к (г).
При этом необходимо помнить, что:
(а) и (б) - вопросы не естественнонаучные, а философские
(метафизические, космогонические)
(б) противоречит фундаментальным законам природы
(в1) и (г) – умозрительные концепции, основанные на (б)
В отношении (а) не существует натуралистических объяснений
происхождению:
- вселенной (пространства, времени, материи и энергии из их
отсутствия)
- жизни (живых организмов из неживой материи)
- информации (нематериальной категории – в материальном
мире)
- сознания (мыслящих существ в неразумном мире)
Следует обратить внимание, что одним из постоянных
источников недоразумения (неопределенности, подмены понятия) является название
книги Дарвина «Происхождение видов», подразумевающее, что речь в ней ведется об
(а). На самом деле в книге приведен лишь ряд умозрительных предположений по
(в), а весь представленный фактический материал сводится лишь к частным
аспектам (в2): примерам искусственного выведения селекционерами пород/рас
внутри одного вида (в21), и рассуждениям (опять же – чисто
умозрительным) о том, как подобный процесс мог бы происходить в естественных
условиях (в22). В конечном счете все определяется
религиозными/метафизическими верованиями по (б), и потому является круговой
аргументацией: в доказательство (б) приводится интерпретация (в21) и
(в22) в свете предпосылок (б).
Также стоит помнить, что (г) принимает в расчет
исключительно морфологические признаки. Возможно, Дарвин и его непосредственные
адепты и знали о трудах их современника Менделя, но нигде об этом не
упоминается. Генетика была врагом дарвинизма от самого их зарождения.
Кроме того, бессмысленно говорить о (г) вне контекста уже
существующих живых организмов. Даже если и не обращать внимание на
тавтологичность «позаимствованной» Дарвином у Уоллеса магической формулы
«выживание наиболее приспособленного», к неживой природе она не применима.
Библия признает (в2) и (д). И только они реально наблюдаемы.
Библейское понятие сотворенного рода (барамин) сопоставимо с генетическим
понятием «сингамеон». В традиционной таксономии (сформировавшейся до
возникновения генетики и основанной исключительно на морфологических признаках)
к нему ближе всего таксономическая категория «семейство». Таким образом, в
то время как (г) говорит о едином эволюционном древе, Библия утверждает
существование эволюционного леса, где каждое дерево – отдельный барамин.
Только избегая логической ошибки подмены понятий можно
достичь ясности в дискуссиях об эволюции.