"Есть ли место семье в современной церкви?", Игорь Малин
Главная :: "Есть ли место семье в современной церкви?", Игорь Малин
"Есть ли место семье в современной церкви?", Игорь Малин
В последние годы в
профессиональной психолого-психотерапевтической среде наблюдается устойчивый
интерес к христианской аскетической традиции. Обнаруживаемые в многовековом опыте
Церкви практики становятся частью терапевтического инструментария, в первую
очередь, воцерковленных специалистов (Д.А. Авдеев, А.Е. Алексейчик, С.А.
Белорусов, В.В. Боровских, Ф.Е. Василюк, Г.И. Григорьев, В.К. Невярович, М.Ю.
Чернецов, К.В. Яцкевич и др.).
Это стало возможным, благодаря
работам отечественных психологов, ориентированным на христианское мировоззрение
(Б.С. Братусъ, Ф.Е. Василюк, Б. Ничипоров, В.В. Рыжов, В.И. Слободчиков, Т.А.
Флоренская, С.А. Черняева и др.).
Безусловно, что и светские коллеги
стали активнее использовать как практики, так и тексты Священного Писания
(Библии), житийной и иной аскетической литературы в своей консультативной
деятельности.
Мы полагаем, что это только начало
долгого пути для пост-советского профессионального сообщества психологов и
психотерапевтов. По справедливому замечанию проф. Л.Ф. Шеховцовой, «Интеграция
психотерапии и христианской практики – дело будущего!». [3, с. 156].
Указанные тенденции вселяют робкий
оптимизм, поскольку мировоззренческая монополия в
психолого-психотерапевтической среде на сегодняшний день принадлежит исключительно
секулярным и восточно-эзотерическим традициям или их синкретизму: «Существует
большая и уже очевидная опасность для современной научной психологии (особенно
в ее практической, прикладной части), - замечает Слободчиков, - скатиться на
оккультно-магические основания в их предельно рафинированных – наукообразных формах.
Во всяком случае, достижения современной научной психологии чрезвычайно
эффективно используются в целях оккупации внутреннего мира человека и
манипуляции его сознанием и поведением» [4, с. 13].
Важно отметить, что сегодня в
христианской (православной и евангельско-протестантской) среде формируются
консультативные школы, использующие разнообразные психотерапевтические подходы:
экзистенциальный, клиент-центрированный и другие.
Одним из перспективных направлений
психологической (в некоторых случаях и психотерапевтической) помощи для
современных церквей может стать семейное консультирование. Тема супружества в
целом и латентные деструктивные процессы, протекающие в нем, в частности, редко
становятся предметом внутрицерковного осмысления и обсуждения.
Большинство семинаров, проводимых
для супружеских пар, обычно затрагивает одну из трех основным тем: 1. Особенности
психологии мужчины и женщины; 2. Проблемы в области детско-родительских
отношений; 3. Совместное церковное послушание (служение), как «гарант»
стабильности супружества.
Реальные же проблемы, с которыми
супруги сталкиваются на протяжении всего жизненного цикла своей пары, остаются
вне обучающих программ Церкви.
В каждой семье прихожан Церкви
существуют две основных болевых точки: периодически возникающая дисфункциональность
пары и нарушение детского-родительских отношений.
В своем сообщении мы коснемся
исключительно области супружества, опустив многогранность темы отцов и детей.
Первой причиной, вытесняющей тему
супружества из церковного пространства, на мой взгляд, является восприятие
человека частью конфессионального конвейера.
Что я понимаю под этим, несколько
обидным, неологизмом? Нередко мы можем стать свидетелями внутрицерковного
отношения к личности, как к функциональной единице. Прихожанин церкви должен
научиться отказываться от многого и жертвовать многим ради реализации целей и
задач Церкви. Безусловно, что переступившему порог Церкви не гарантируется
сиюминутное избавление от тех многолетних внутрисемейных проблем, неперспективных
родительских сценариев и психологических травм. Однако почему этот багаж, с
которым живёт большинство прихожан современных церквей, так и остается только их
багажом?
При таком подходе (внешняя
активность баз разрешения внутренних запросов), прихожанин Церкви быстро
оказывается в ситуации, которую можно назвать, с некоторыми оговорками, ситуацией
эмоционального и отчасти профессионального выгорания (как единицы служения).
Оказавшись в подобной ситуации,
прихожане сталкиваются, с одной стороны, с «братским ободрением» в форме
лозунгов («Молись! Доверяй Богу! Даже если не хочешь, иди и служи»), и с
церковным обличением, и осуждением («Как же так?! Мы на тебя так надеялись! Ты
подводишь нас и предаешь Бога») - с другой. Внутриконфессиональные переживания
и неудачи добавляются к внутрисемейным, и, в итоге: либо срыв сейчас, либо проблема,
отложенная на потом, даст знать о себе в будущем.
Именно в такие моменты со стороны Церкви
необходима консультативная помощь, как отдельно взятому человеку («духовно ослабевшему»),
так и супружеской паре.
Вторая причина кроется в
сложившейся «системе подмены понятий». Что я подразумеваю под «системой подмены
понятий»? Бесконечные разговоры о важности семьи без передачи понятных для
конкретной семейной пары навыков для принятия-преодоления возникшей дисфункции.
Швейцарский психотерапевт Валерио
Альбисетти справедливо замечает, что «именно действием проверяется реальность»
- действием, а не лозунгом.
«Мой метод – пишет В. Альбисетти,
- не подразумевает переговоров, странных компромиссов, двусмысленных ситуаций.
В браке не должно быть ни власти, ни влияния одного человека на другого; мы не
думаем, что каждый из супругов должен находить решение собственных проблем и
неврозов вне своей личности. Мы не настаиваем на том, что должен измениться
партнер нашего клиента, стараемся помочь измениться самому клиенту» [1,
с.20-21].
Почему современная Церковь
оказалась в такой ситуации? Причин тому несколько. Упомяну лишь некоторые.
Во-первых, современные пастыри и
душепопечители не научены необходимым (самым простым и доступным) навыкам
консультирования супружеских пар. Причем, собственную некомпетентность они чаще
всего умело маскируют под прозорливость («Бог мне сказал, что тебе надо
поступить именно так, и будет тебе счастье»), духовность («Тебе надо больше
молиться, поститься и …), профессионализм («Ты же знаешь, я специалист, у меня
есть образование»).
Бессилие неподготовленности
обнаруживается в момент апелляции к авторитету «пресвитера», «совета Церкви»,
«Священному Писанию», «Голосу свыше» и т.п.
Более того, до сих пор в
пастырском сословии, вероятно в силу невежества, психология и психотерапия
ставится в один ряд с экстрасенсорикой и оккультизмом. Справедливости ради
замечу, ситуация потихоньку начинает выправляться. И в православной, и
евангельско-протестантской среде формируются школы, появляются настоящие
профессионалы в области семейного консультирования и психотерапии.
Во-вторых, в современной Церкви
принято считать неудачником (недуховным) человека, решившего заговорить вслух о
своей проблеме в паре. Отсюда и скрытость внутрисемейных проблемных процессов,
которая создает видимость благополучия в супружеских парах прихожан
православных и евангельско-протестантских церквей.
В-третьих, отсутствие у
душепопечителя, пресвитера, пастыря успешного опыта переживания, присутствия и
принятия-преодоления подобной дисфункции в своей паре.
Не секрет, что в подавляющем
большинстве пастырских семей, внутренние проблемы откладываются на потом,
поскольку главное – это служение Богу и людям. Близкие (которые тоже люди),
являющиеся семьей с их запросами и неразрешенными проблемами, оттесняются на
периферию как препятствие (sic!), мешающее служению…
Это далеко не исчерпывающий
перечень причин периферийного положения семьи в церковном пространстве. Однако,
положив начало преодолению двух описанных внутрицерковных установок, игнорирующих
консультационную помощь супружеской паре, мы, в целом, существенно усилим семьи
воцерковленных людей.
ЛИТЕРАТУРА
Альбисетти, В. Терапия супружеской любви. Как решать
проблемы совместной жизни. – М.: Паолине, 2001. – 191 с.
Малин И.И. Диагностико-консультативные материалы для
психологической работы с семьей. Учебно-методическое пособие. – М., 2011. – 113
с.
Шеховцова Л.Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического
консультирования. – СПб.: Общество православных психологов Санкт-Петербурга,
2009. -167 с.
Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной
психологии. – М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. – 252 с.
Эвальдс Э. Душепопечительство и терапия. –СПб.: «Библия для
всех», 2004. – 192 с.